Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 14 МДОУ центр развития ребенка - д/с № 14

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отмечено (п.3.3): «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением». В МДОУ центр развития ребенка – д/с №14 складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. То есть, сопровождение ребенка по его дошкольному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди.

Цель деятельности педагога-психолога - охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи:

  1. Способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
  2. Содействовать формированию у воспитанников навыка конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.
  3. Способствовать психологизации образовательных отношений в ДОУ.
  4. Совершенствовать предметно-развивающую среду в ДОУ.
  5. Содействовать коррекции нарушений развития детей с задержкой психического развития и детей-инвалидов.

изображение

Основные направления психологического сопровождения воспитанников в рамках введения ФГОС.

  1. Психологическое просвещение - формирование у воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников образовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
  2. Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития.
  3. Психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе воспитания в ДОУ, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.
  4. Развивающая и психокоррекционная работа - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога – психолога.
  5. Психологическое консультирование - оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

изображение

Непосредственно-организованная деятельность на каждом возрастном этапе имеет определённую направленность:

  • Вторая группа раннего возраста (1,6-2 года) и первая младшая группа (2-3 года) - адаптационные игры на создание у детей положительной установки к общению со взрослыми и позитивного отношения к сверстникам; установление тактильных контактов; снижение эмоционального напряжения.
  • Вторая младшая группа (3-4 года) - развитие адаптационных способностей; эмоциональной сферы и создание условий для естественного психологического развития.
  • Средняя группа (4-5 лет) – обучение элементам техники выразительных движений, навыкам саморасслабления; развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
  • Старшая группа (5-6 лет) – формирование позитивной самооценки, развитие волевых качеств; формирование навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предупреждение и снижение тревожности, агрессии и страхов.
  • Подготовительная к школе группа (6-7 лет) – развитие эмоциональной и волевой регуляции поведения, повышение уверенности в себе; формирование социально-нравственных представлений и чувств у детей, определенной социальной позиции - основы психологической готовности к школьному обучению.